Говоря о культуре компании важно упомянуть о культуре ошибок. Культура ошибок — это подход, при котором организация рассматривает ошибки как возможность для обучения и роста, а не как повод для наказания. Это значит, что сотрудники могут открыто делиться своими неудачами, анализировать их и извлекать из них уроки.
Культура ошибок начала развиваться в ответ на традиционные модели управления, которые акцентировали внимание на наказании за ошибки. В условиях быстро меняющегося мира бизнеса, где инновации и адаптация имеют важное значение, стало очевидно, что открытость к ошибкам способствует более быстрому обучению и улучшению процессов.
В истории есть немало случаев, когда ненамеренная ошибка становилась фактором новых открытий. Та, например, в 1928 году шотландский учёный Александр Флеминг допустил ошибку, которая привела к открытию препарата.
Чашка Петри (специальный плоский цилиндр, в который микробиологи собирают биоматериал для опытов) осталась грязной после опытов. Александр пренебрег регламентом лаборатории и вместо того, чтобы помыть посуду, оставил чашку Петри со стафилококками на окне.
На следующее утро он обнаружил в чашке ещё и чужеродную плесень, безжалостно уничтожающую стафилококки. Флеминг догадался, что плесень — это грибок, из которого можно получить полезный пенициллин.
Так мир получил первые антибиотики. Они вывели медицину на совершенно другой уровень, а ошибка ученого помогла сделать мировое открытие.
В чем же преимущества подхода культуры ошибок:
- увеличение инноваций: сотрудники чувствуют себя свободнее в экспериментировании
- улучшение командной работы: открытое обсуждение ошибок укрепляет доверие
- быстрое выявление проблем: ошибки становятся источником информации о слабых местах.
В то же время есть риски и узкие места:
- возможность злоупотребления: некоторые могут использовать культуру ошибок как оправдание для небрежности
- неправильное понимание: если не объяснить, что ошибки должны быть проанализированы, а не повторяться
- сопротивление изменениям: не все сотрудники готовы принять такой подход
- культура ошибок связана с мировоззрением людей, с тем как они мыслят и принимают решение.
Часто, обнаружив ошибку, мы начинаем обвинять человека. Это наносит большой урон желанию признаваться в том, что допустил ошибку, извлекать из нее уроки, поддерживать других в момент совершения ошибки. Мы как будто начинаем защищаться или предъявлять претензии к другим, попадая в «коробку»-ловушку самообмана.
Хорошо про это написано в книге «Лидерство и самообман» Института Арнбиргера.
История венского врача Земмельвейса и больницы, в которой смертность рожениц достигала 90 % в середине 1800-х годов. Родильные палаты и лаборатория, где проводились исследования на трупах, находились рядом. Большую часть времени врач занимался исследованиями в лаборатории, а потом отправлялся в родильные палаты.
Тогда никто и подумать не мог, что он стал практически разносчиком бактерий. Изначально он подозревал медсестер. Усилил меры по гигиене, но это все равно не принесло результата. Роженицы продолжали умирать.
Решение нашлось неожиданно. Врач уехал в командировку, и смертность на это время прекратилась. Сделав выводы, он понял, что бактерии разносились на руках из лаборатории, где работали с трупами. Описав теорию «родильной лихорадки» врач внес существенный вклад в развитие санитарно-гигиенических норм и стал применять хлоризвестковый раствор при обработке рук.
Ошибка может стать источником инновации, нового подхода. Как поощряется такая культура в крупных компаниях
- Google: активно поощряет сотрудников делиться неудачами и учиться на них
- Amazon: использует концепцию «первого принципа», которая включает анализ ошибок для улучшения процессов
- Pixar: создает безопасное пространство для обсуждения неудач, что способствует инновациям в их фильмах.
Культура ошибок может привести к более высокому уровню инноваций и улучшению качества продукции. Это, в свою очередь, может повысить конкурентоспособность и удовлетворенность клиентов.